Публикации в прессе Научные публикации Воспоминания участников Описания

О Т Ч Е Т
о проведении спелеопутешествия в Абхазии
в пещеру им. Сергея Меженного.

Период проведения с 4.8.92 по 27.8.92 5а категории трудности.
Маршрутная книжка 102-92.
Руководитель Бурдакова О. А.

Н О В О С И Б И Р С К 92

Список участников.

1. Бурдакова Ольга Анатольевна -- лидер ( 1964 г.р.)
2. Злобинский Аркадий Владимирович ( 1969 г.р. )
3. Зелинский Андрей Александрович ( 1968 г.р. )
4. Медведев Дмитpий Владимиpович ( 1969 г.р. )
5. Панов Валерий Валентинович ( 1971 г.р. )
6. Шихова Юлия Арктуровна ( 1965 г.р. )

Описание района. Подъезды и подходы.

До гоpода Сочи от Новосибирска можно добраться на поезде или самолете. До 14 августа 1992 года ходила электричка Сочи -- Сухуми. На этой электричке можно было доехать до города Гудаута ( 2-ой после Сухуми город Абхазии ). В мирное время с автовокзала города Гудаута до села Дурипш ходил автобус. Выходить из автобуса на остановке "Карьер". Дальше пешком.

Дорога идет около 1.5 км. по садам, между изгородей, потом входит в лес. Через 3 км. дорогу пересекает ручей, сама дорога сворачивает налево. В этом месте с дороги начинается тропа направо вверх. Идя по тропе, можно срезать метров 300. Еще через 2 км. дорогу пересекает большой ручей, после него дорога снова поворачивает налево и начинается небольшой подъем. Через 1.5 км. начинается подъем на плато. Тропа очень широкая, по ней постоянно гоняют скот. Примерно две трети пути тропа идет по лесу. В середине подъема есть большая лужа с пиявками головастиками и т. д., от нее подниматься надо вправо. В верхней части тропа идет по пересыхающему руслу ручья. Подъем заканчивается проходом между 2-мя известняковыми стенами, высотой до 1,5 метров. После преодоления "коридора" можно заметить справа и слева большие лужи ( люди набирают воду справа в гротике ). Слева находится стоянка пастухов. Выход на плато находится немного выше верхней границы уровня леса. C рюкзаком в 25 кг. подъем от начала тропы до выхода на плато занимает около 5 часов. От стоянки пастухов основная тропа уходит направо вверх, но к пещере им. Сергея Меженного необходимо идти влево. Метров через 200 тропа начинает сворачивать вправо, и начинается крутой подъем. Поднявшись на перевальчик прямо перед собой Вы должны увидеть еще один перевальчик, в 200 метрах справа и чуть выше, видна стелла поставленная погибшей группе Морозова. Со 2-го перевальчика видна балка в которой расположен вход в пещеру. Основная тропа спускается с перевальчика влево огибает большой каньон и приводит на поляну с лужой. От этой поляны до входа в пещеру около 5 минут ходьбы.

Сам вход находится в 30-40 метрах выше от поляны в левом борту балки. Вход представляет из себя провал между двух параллельных камней шириной 40 см. и длиной около метра. С расстояния в 1,5 метра, вход вполне можно не заметить, весь также не виден ( он сбрасывается в тупиковый колодец ). На камне, на котором забиты крючья, написано "МГУ" и прибито одно звено тросовой лестницы. Поиск входа весьма непростая задача и лучше проконсультироваться у других групп или у пастухов.

Снаряжение групповое.

Палатка - 2 шт.
Спальник трехместный -2 шт.
Полиэтилен -4 шт.
Коврики полиурелитановые -5 шт.
Котлы -2 шт.
Рем. набор ( плоскогубцы, проволока, провода, шило, нитки, иголки, изолента, лампочки, клей, резина )
Аптечка ( йод 1 бут. бинты 3 упак. жгут 1 шт. нашатырь 1 упак. корвалол 1 бут. ношпа 1 упак. анальгин 1 упак. аспирин 1 упак. средство от ожогов 1 упак. активированный уголь 2 упак. желудочное 2 упак.)

Снаряжение специальное групповое.

Веревка диаметром 10 мм:

длиной 5 м -- 7 шт., 7 м -- 3 шт., 8 м -- 3 шт., 9 м -- 7 шт., 10 м -- 3 шт., 11 м -- 5 шт., 12 м -- 1 шт., 13 м -- 3 шт.,15 м -- 1 шт., 18 м -- 3 шт., 19 м -- 2 шт., 20 м -- 1 шт., 22 м --1 шт., 29 м -- 2 шт., 33 м -- 1 шт., 35 м -- 1 шт., 42 м -- 1 шт.

Трос

9 м -- 1 шт., 10 м -- 5 шт., 11 м -- 2 шт., 16 м -- 3 шт., 17 м -- 2 шт., 18 м -- 1 шт., 20 м -- 1 шт., 27 м -- 2 шт., 31 м -- 1 шт., 33 м -- 1 шт., 40 м -- 1 шт.

Аммортизаторы для троса -- 20 шт.
Карабины -- 15 шт.
Транспортники -- 10 шт.
Вкладыши в транспортники -- 7 шт.
Печка под землю -- 2 шт.
Котлы в ПБЛ -- 2 шт.
Баня для котлов -- 2 шт.
Спаскомплект ( блоки 2 шт. блок тормоз 1 шт. зажимы 2 шт. полиэтилен 1 шт. сухое горючее 20 упак. калорийный перекус 4 компл.)

Снаряжение личное.

Рюкзак -- 1 шт.
Куртка теплая -- 1 шт.
Ветровка -- 1 шт.
Свитер шерстяной -- 2 шт.
Штаны теплые -- 3 шт.
Носки шерстяные -- 2 пары.
Носки х/б -- 2 пары.
Вибрамы -- 1 пара.
Шапочка -- 1 шт.
Посуда -- 1 компл.

Снаряжение специальное личное.

Зажимы -- 4 шт.
Карабины -- 4 шт.
Обвязка с беседкой -- 1 компл.
Репшнур -- 1 шт.
Фонарь -- 2 шт.
Блоки из батареек -- 4 шт.
Каска -- 1 шт.
Комбинезон -- 1 шт.
Верхонки -- 1 пара.
Сапоги -- 1 пара.
Гидрокостюм -- 1 шт.
Сумочка для личного снаряжения -- 1 шт.

Описание маршрута в пещере им. Сергея Меженного до грота Победа в пещере Снежная.

Маршрут в пещере условно можно разделить на две части : "вертикальную" и "горизонтальную". До отметки ( 370 м. ) пещера очень похожа на любую одномерную пещеру. Вход в пещеpу пpедставляет из себя вертикальную щель шириной 40 см. и длиной около метра. Щель выпадает в катушку, которая заканчивается снежной полкой ( вверх выходится свободным лазанием ). Со снежной полки начинается небольшой колодец под которым находится кусок льда ( на перила и колодец нужны веревки 8 и 9 м.). Из гротика со льдом колодец ( веревка 9 м.) приводит в зал "Интеллигентов" ( 35 м.). В зале можно организовать базу. Из грота начинается серия колодцев, которая заканчивается внизу колодца "Добрый". Это 6 колодцев глубиной 20, 17, 16, 33, 16, 27 ( м.). Навеска везде за шлямбурные крючья, между ними есть очень хорошие полки, где можно уместить огромное количество траспортников. Три нижних колодца, называют колодцем "Добрый". До сих пор на этих колодцах сыпет, поэтому нужно проявлять осторожность.
Воды нет, если не считать небольшой капеж. Внизу есть гротик, в котором начинается небольшой ручеек. В этом гротике часто перекусывают при выходе из пещеры ( выше воды набрать негде ). С этого гротика начинается каскад мелких уступчиков и колодцев : К4, К4, У8, К10, У6, У7, К10, У8, У4, К4, К10, У8, У3, К9. Весь каскад идет уже по водотоку, хотя почти все колодцы выносятся или обвешивются. Вся навеска делается за крючья. Внизу этого каскада небольшая полка, которую называют "Залом перекуса". Далее начинается серия колодцев К11, К18, К31, К27, К11. Четыре нижних колодца называются колодцем "Серенад". По колодцу "Серенад" идет гораздо больше воды, чем по более высоким уступам, но почти все они обвешиваются ( исключение составляет только нижний колодец ). Вся навеска делается за крючья. На этом "вертикальная" часть окончена.
Если стоять лицом к навеске, то слева будет вход в базу "Грязная" ( или через очко в стене на высоте около 2.5 м. или через вертикальную щель чуть дальше ). База хорошая места много, единственный недостаток небольшое место под палатку. Дальше путь по ручью ( вправо, если стоять лицом к навеске ). Вообще для нахождения дороги в "горизонтальной" части, неоценимую услугу оказывает провод, который протянут почти до места соединения со Снежной.
Из дальнейших препятствий описываются только примечательные места ( между ними бесконечный меандр ). Первое примечательное место это полусифон недалеко от начала "горизонтальной" части. По пути обратно главное не нырнуть при выходе из него, траспорта в этом месте просто проплывают. До шкуродера "Косорукова" встречается три небольших колодца ( 6, 10, 8 м.). Сразу за последним начинается шкуродер "Косорукова". Если группа меньше 3-х человек, то проходить с транспортниками его очень неудобно. Шкуродер условно можно разделить на три части. 1-ая проходится по верху, потом 3 метра спуск. 2-ая часть начинается невысоко над ручьем, она преодолевается в горизонтальном положении, транспорта надо перетаскивать через себя.
Из небольшого расширения начинается 3-я часть. Эта часть шкуродера преодолевается людьми в горизонтальном положении, а для транспортов устроена на метр ниже небольшая ветка метро, транспорта перетягиваются местной веревкой. Почти сразу за шкуродером небольшой траверс над колодцем. Необходима веревка для горизонтальных перил ( около 12 м. ). Над этим колодцем выше перил есть сухой зал, который рекомендуется на случай паводка ( около 10 м. выше ). До базы "Гнездо" есть еще один колодец глубиной около 10 м. Идя по ручью за колодцем, сначала натыкаешься на шхельду базы, она справа, затем через 5 м. влево вверх начинается небольшой подъемчик в базу. База "Гнездо" ( 430 м.) вполне приличное место под одну палатку, Недалеко от базы два колодца. 1 ый колодец глубиной около 17 м. за ним небольшой спуск по шкуродеру ( желательна страховка 8 м. ) и 2 ой колодец глубина 16 м. Навеска в колодцах за крючья, вода течет вполне прилично. Метром через 15 ручей уходит вниз, а путь продолжается вправо вверх ( есть небольшой кольцевой ход ). До базы "Полянка" встречается полусифон ( мы просто прошли по нему ) и довольно узкое место в окружении натечки. Через 15 м. после него начинается спуск на "Полянку" ( необходима веревка 8 м. ). "Полянка" плохая база, лучше ею не пользоваться, тем более, что путь от "Гнезда" до базы "На реке" занимает гораздо меньше времени, чем один выход. До полусифона перед базой "На реке" встречаются несколько красивых луж и гротиков. Полусифон желающие могут проныривать прямо, но слева есть узкая щель над водой. Сразу за полусифоном база "На реке" ( 540 м. ).
Место хорошее, очень напоминает лагерь на 'отдыхаловке'. Можно поставить одну палатку. Недалеко от базы река втекает в сифон. Путь необходимо продолжать немного поднявшись по реке и преодолев небольшую стенку высотой 3 метра. Дальше есть развилка, основная галерея идет прямо и приводит к меандру высоко над рекой ( выше по течению, чем база ). Идти по нему с транспортниками довольно пртивно и в конце концов упираешься в водопад высотой около 20 м. Первым признаком того, что свернули явно не туда служит спуск около 15м. ( по одному из стволов нужна веревка для страховки ). Свороток в лаз "Марса" вправо, ход быстро приводит к самому лазу. Лаз "Марса" начинается на высоте около 2 м. горизонтальной щелью. Главная трудность на обратной дороге выпадать из лаза вниз головой. Сам лаз длиной около 5 м.
После лаза "Марса" траверс над двумя колодцами ( страховки не надо ) и траверс над колодцем к ручью "Невский". На траверс нужна веревка ( около 15 м. ) для страховки. Далее развилка. Налево идет галерея "Сахалинская" с прекрасной базой ( около 25 м. от развилки, отметка ( 500 м. )). В базе довольно много места, горизонтальная площадка, где могут лежать до 10 человек. Галерея "Сахалинская" заканчивается 2-мя колодцами. Направо от развилки по завалам попадаешь к месту следующей развилки. Вниз через 2 уступчика по 5 м. попадаешь вниз колодца "Катаклизмов". Туда же можно попасть через сухой колодец "Катаклизмов" ( от последней развилки влево вверх ). За колодцем "Катаклизмов" нужно пройти в распоре над ручьем и попасть к колодцу глубиной около 10 м. Навеска делается за камень, спускается человек уже на реку ( вверх подъем свободным лазанием ).
По реке нужно пройти около 150 м. и подняться влево на завал. Здесь заканчивается провод. Далее нужно идти по завалу, по самому широкому месту. В зале "Юпитера" развилка. Влево вверх начинается галерея, в которой необходимо делать траверс над колодцем ( веревка около 18 м. ), вправо вниз начинается галерея "Бога". В зале "Юпитера" есть небольшая и редко используемая база. Обе галереи приводят в зал "Орла" довольно красивый грот с весьма примечательными сталагнатами. Из зала "Орла" нужно спускаться на реку, это на 2-3 метра ниже сталагнатов. Из маленького гротика в завале, по которому течет река, путь дальше лежит через 2 калибра над самой водой.
Дальше путь до колодца из грота "Надежда" по реке. На реке до подъема есть 4 места, где нужна веревка. В 1-ом нужно метра 3 спуститься с завала. Во 2-ом пройти метров 6 по правой стенке и спуститься около 10 м. 3 колодец около 10 м. на реке, и 4-ое уступчик около 4 м. Почти сразу за уступом должна висеть веревка сверху из "Надежды". Без висящей веревки с реки в "Надежду" подняться невозможно. Навеску нужно делать из "Снежной", сначала катушка около 7м, а потом колодец глубиной 40 м. ( разбивается на 12 м. и 28 м. ).
Грот "Надежда" это огромный завал без боковых стен и потолка, ориентировка по проводу или маркам. Гроты "Надежда" и "Победа" разделены узким ( по понятиям "Снежной" ) "Крысиным" лазом. Идти по надежде без транспортников от 40 минут до часа. В гроте "Победа" хорошая база (с огромной помойкой).

График похода.

4.08.92 10.00 Выезд из Новосибирска на поезде.
8.08.92 5.00 Приезд в Адлер.
7.00 Сели в электричку до Гудауты.
9.30 Прибыли в Гудауту.
10.30 Сели в автобус до села Дурипш.
11.30 Вышли в селе Дурипш.
18.00 Встали лагерем у начало подъема на плато.
9.08.92 В две ходки занесли весь груз на плато.
10.08.92 12.00 Весь груз заброшен к пещере.
10.08.92 18.00 Начали прохождение пещеры.
21.08.92 19.00 Вышли на поверхность.
22.08.92 8.00 Вышли от пещеры.
22.08.92 20.00 Пришли в Дурипш.
23.08.92 12.00 Приехали в город Гудаута.
24.08.92 22.00 Вылетели рейсом Гудаута -- Клин.
25.08.92 5.00 Сели в поезд до города Москва.
25.08.92 9.30 Выехали на поезде в город Новосибирск.
27.08.92 12.00 Приехали в Новосибирск.

График прохождения.

10.08.92 18.00 Спустилась группа навески.
11.08.92 12.00 Вышла группа навески.
12.08.92 10.00 Группа начала спуск в пещеру.
13.08.92 2.00 Пришли в "Гнездо".
14.08.92 0.00 Вышли из базы.
14.08.92 20.00 Пришли в галерею "Сахалинская", сделав разведку до грота "Юпитера".
15.08.92 20.00 Вышли из базы, взяв спаскомплект и еду.
16.08.92 12.00 Пришли в "Победу". 16.00 Вышли из "Победы". 23.00 Пришли в галерею "Сахалинская".
18.08.92 4.00 Вышли из базы.
19.08.92 0.00 Пришли в базу "Грязная".
20.08.92 20.00 Вышли из базы.
21.08.92 19.00 Вышли на поверхность.

Выводы.

Группа посетила пещеру им. "Сергея Меженного", повысила свой туристкий опыт. Путешествие прошло успешно, без неприятностей. По результатам похода следует зачесть всем участникам прхождение пещеры 5а к.тр., а руководителю руководство прхождением пещеры 5а к.тр.

Кратко о пещере|исследователи| ad memoria|библиотека|архив|снаряжение|медаль
юбилейный вечер
|перспективы

All Contents Copyright©2001-; Edition by Andrey Pilsky; Design by Andrey Makarov;